ОБНОВЛЕНИЕ ИТ-ИНФРАСТРУКТУРЫ ПК «БАЛТИКА»

ОБНОВЛЕНИЕ ИТ-ИНФРАСТРУКТУРЫ ПК «БАЛТИКА»

 
ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» является лидером российского рынка пива. Ей принадлежит более 37% всего отечественного производства этого продукта, любимого россиянами. На 10 заводах компании, расположенных в различных регионах страны, выпускается более 30 популярных марок пива, которые продаются в 98% торговых точек России. Общий объем капитализации компании составляет более 7 млрд. долларов США, в силу чего «Балтика» - компания №1 в России в сфере товаров народного потребления. Сейчас в компании работает около 12 000 сотрудников, а ее офисы представлены в 80 регионах России.
Ключевым моментом в истории компании «Балтика» стал 2006 год – год объединения компании с пивоваренными компаниями «Вена», «Пикра» и «Ярпиво». Это объединение стало уникальным для России проектом. Несмотря на огромный объем работы и большую пространственную удаленность отдельных компонент, объединение было произведено быстро и эффективно благодаря четкой координации действий менеджмента и сотрудников компаний «Балтика», «Вена», «Пикра», «Ярпиво».
 

ЗАДАЧА: ЭФФЕКТИВНО ОБЪЕДИНИТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В РАМКАХ ЕДИНОЙ КОМПАНИИ

Уже в начале процесса объединения руководство компании считало одной из основных задач необходимость консолидации существующих ИТ-систем и создания удобной формы их администрирования. На тот момент в объединяемых компаниях уже использовались терминальные решения на базе различных версий Windows Terminal Services, Citrix MetaFrame. Эти решения обеспечивали существующие локальные потребности объединяемых компаний. Необходимо было определить, как дальше строить информационную политику уже для единой компании.
 
Руководством компании было принято решения об интеграции имеющих ERP-систем в единую систему на базе Санкт-Петербургской площадки «Балтики». Кроме того, было необходимо развивать систему как единое решение, отвечающее требованиям современного бизнеса и перспективы. То есть, как решение поддерживающее эффективное функционирование географически-распределенного бизнеса, обладающее высокой гибкостью и адаптивностью в условиях быстрого развития объединенной компании. Нужно было учесть изменения, происходящие как в структуре самого бизнеса компании, так и в области информационных технологий.
 
В результате перед ИТ-подразделением «Балтики» определились две стратегические задачи в сфере организации эффективной удаленной работы сотрудников объединяемых компании с бизнес-приложениями:
  • на весь период перехода обеспечить качественный доступ к бизнес-приложениям компаний, сосредоточенным в нескольких локальных Центрах обработки данных;
  • поддерживать непрерывный доступ к бизнес-приложениям в процессе их миграции из локальных Центров обработки данных объединяемых компаний в главный Центр обработки данных, находящийся в Балтике-СПб.


ТРЕБОВАНИЯ К ЕДИНОМУ ИТ-РЕШЕНИЮ

Новый уровень требований в обеспечении удаленной работы, критичность роли будущего корпоративного терминального решения для работы бизнеса, возможность адаптировать решение к потенциальным изменениям бизнеса, влияющим и на объем и на структуру услуги доставки приложений, определили ряд требований к возможностям самого терминального решения:
  • решение должно обеспечивать единую точку входа к имеющимся бизнес-приложениям для всех пользователей, независимо от их местоположения (в том числе и через Интернет) и расположения приложения в корпоративной сети;
  • решение должно поддерживать единый инструмент администрирования, обеспечивающий простой интерфейс как для подготовки и публикации приложений (на терминальной ферме той площадки, где оно располагается), так и для назначения пользователю опубликованного приложения (независимо от расположения приложения), а также реализующий эффективный контроль и управление работой всех географически-распределенных компонент решения;
  • решение должно обеспечивать высокий уровень безопасности подключений пользователей через Интернет к бизнес-приложениям, находящимся внутри корпоративной сети;
  • решение должно поддерживать возможность вывода информации на локальные печатающие устройства, установленные у пользователей, без дополнительных настроек и запросов в ИТ-службу (принтер по умолчанию);
  • решение должно обладать большой гибкостью и масштабируемостью, то есть позволять оперативно подключать новых пользователей, новые регионы и публиковать новые приложения, а также оперативно развертываться на новых площадках, доступ к приложениям которых будет востребован;
  • решение должно обладать высокой отказоустойчивостью, его компоненты должны постоянно контролировать уровень нагрузки и пропорционально распределять ее между собой, как в пределах одной площадки, так и, в случае необходимости, между площадками;
  • решение должно поддерживать работу разных клиентов, в том числе различных конфигураций ПК и КПК, с установленными на них ОС Microsoft Widows XP/2000/2003 Mobile.
Все вышеперечисленные требования к возможностям корпоративного терминального решения важны. Однако «краеугольным камнем» является концепция единой точки входа. Она подразумевает минимизацию усилий, как со стороны пользователя, так и со стороны ИТ-службы, для организации оперативного доступа к разрешенным приложениям. Причем в пределах корпоративной сети этот доступ становится одинаково эффективным как для пользователей, находящихся внутри локальной сети площадки, содержащей искомое приложение, так и для тех, кто воспользуется удаленным доступом через Интернет.
 

РЕАЛИЗАЦИЯ БАЗОВОЙ КОНЦЕПЦИИ

Для выбора инструментария создания системы, соответствующей заявленным требованиям, были проведены исследования различных программных продуктов. В частности, был проведен анализ последних версий двух ключевых продуктов рынка терминальных решений от компании Microsoft и Citrix. Он показал, что Citrix Presentation Server 4.0 (совместно с продуктами компаний третьих фирм, партнеров Citrix: ThinPrint Application Server Engine, и RSA SecureID) наиболее полно отвечает сформулированным требованиям корпоративного терминального решения.

Для реализации проекта корпоративного терминального решения, «Балтика» привлекла известного высокой компетенцией своих специалистов в области продуктов компаний Citrix, ThinPrint, RSA системного интегратора – компанию КОМПЛИТ. Эта компания (www.complete.ru) работает на отечественном рынке информационных технологий с 1994 года и реализует для своих заказчиков технические проекты самого современного уровня на базе аппаратного и программного обеспечения ведущих мировых производителей.


ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ПРОЕКТА

Благодаря правильно выбранному партнеру и грамотной подборке необходимых компонент решения, а также в результате использования оптимального плана работ весь сложнейший проект был реализован менее чем за один год.
Хронология проекта:
  • Август, 2006. Разработана архитектура решения, выбраны необходимые компоненты. На стороне клиентских компьютеров решено использовать Citrix Neighborhood Agent. Произведен заказ оборудования для площадки Балтика-СПб, приобретены лицензии Citrix и ThinPrint.
  • Ноябрь, 2006. Произведена поставка оборудования для площадки Балтика-СПб. Сделан заказ RSA-лицензий и оборудования RSA.
  • Декабрь, 2006. Произведено развертывание решения на площадке Балтика-СПб (промзона Парнас), оснащена штаб-квартира компании.
  • Январь, 2007. Организована пилотная группа. Начата тестовая эксплуатация.
  • Март, 2007. Решение переведено в стадию промышленной эксплуатации. Произведено подключение удаленных пользователей к центральным приложениям через новое терминальное решение и подключение площадки Балтика-Вена (Фарфоровская). Бизнес-приложения данной площадки становятся доступны пользователям.
  • Апрель, 2007. Достигнут показатель пиковой нагрузки на решение – 200 конкурентных пользователей. Осуществлен запуск решения RSA в промышленную эксплуатацию. Опубликованные в терминальном решении приложения становятся доступны для авторизованных пользователей через Интернет после двухфакторной аутентификации (доменные реквизиты пользователя и сессионный ключ пользователя).
  • Июль, 2007. Достигнут новый уровень пиковой нагрузки – 480 конкурентных пользователей.
В настоящий момент терминальное решение по доставке бизнес-приложений охватывает 1200 сотрудников компании, более чем в 40 региональных подразделениях компании, покрывая огромные расстояния. Пользователи терминального решения работают на региональных складах в службе логистики, в разных часовых поясах, обеспечивая круглосуточную отгрузку продукции. На десяти заводах компании, в финансовых, административных подразделениях и на производстве сотрудники используют терминальное решение, выполняя набор необходимых для бизнеса функций управления договорами, закупками, оплатами, бюджетное планирование и контроль, управления персоналом, управление ресурсами и бухгалтерский учет.
 

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ РЕШЕНИЯ

Благодаря реализации концепции единой точки входа, использование новой терминальной системы доступа к информационным ресурсам и бизнес-приложениям компании «Балтика» открыло новые возможности гибкого развития инфраструктуры доставки приложений пользователям в зависимости от текущих потребностей.
Решение, созданное на базе Citrix Presentation Server позволило:
  • быстро подключать к услугам удаленного доступа новых сотрудников компании и новые регионы;
  • оперативно и с минимальными усилиями публиковать новые бизнес-приложения, обновлять версии существующих информационных ресурсов и делать их доступными для широкого круга сотрудников компании;
  • в разумный прогнозируемый срок развертывать на площадках компании, где это необходимо для бизнеса, терминальные серверы, подключенные к системе и делать бизнес-приложения данной площадки доступными за ее пределами;
  • не зависимо от местопребывания, делать доступной работу с необходимыми бизнес-приложениями для мобильных сотрудников компании;
  • обеспечить безопасность соединения для сотрудников и партнеров компании через Интернет, с гарантией доступа к информационным ресурсам именно лица владеющего сессионным ключом.
Решение, созданное в компании «Балтика» на основе Citrix Presentation Server выполняет и еще одну очень важную функцию. Оно позволяет безболезненно реализовать миграцию приложений с региональных площадок в центр. То есть, с минимальным перерывом в работе бизнес-приложения и практически незаметно для пользователей. Такое решение открывает широкие возможности для эффективной реализации проектов по консолидации бизнес-приложений.
 
«В новом решении, реализовавшем концепцию единой точки входа для терминальных пользователей, открылись большие возможности гибко развивать инфраструктуру доставки бизнес-приложений в зависимости от потребностей бизнеса. Такое решение открывает широкие перспективы для ИТ-компании по консолидации бизнес-приложений с меньшими усилиями и меньшей стоимостью».
face-sample
Илья Тамбовцев,
руководитель отдела развития информационной инфраструктуры
ПК «Балтика»


ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕШЕНИЯ

Несмотря на успешное внедрение терминального решения с единой точкой доступа, компания не собирается останавливаться на достигнутом. Планируется дальнейшее увеличение количества пользователей, подключенных к системе. Сейчас уже произведена оценка производительности новой версии Citrix Presentation Server (4.5). В результате было установлено, что при переходе на нее с использованием тех же приложений на существующих фермах терминальных серверов максимум количества конкурентных пользователей увеличивается на 40-50%. При этом сохраняется производительность системы на уровне необходимом для комфортной работы пользователей.
 
В компании изучают и возможности нового продукта Citrix EdgeSight, который позволяет контролировать эффективность работы приложения на стороне пользователя, осуществлять мониторинг производительности труда. Кроме того, планируется заняться изучением уровня задержки, вносимой в процесс удаленной работы с приложением, другими компонентами системы, такими как: LAN-пользователя и LAN-приложения, брандмауэрами, WAN-средой, оборудованием «последней мили» и т.п. В дальнейшем будут использоваться соответствующие решения на этих участках, задача которых – снижение интегральной задержки и обеспечение комфортных условий работы всем пользователям системы.